d-autizmВ раннем возрасте у ребенка происходит стремительное физическое и психическое развитие, как основа и потенциал к дальнейшему формированию ребёнка как полноценной личности. Иногда в силу определенных причин возникает задержка развития ребенка, которая нарушает его адаптацию к окружающей среде. Аутистические расстройства – это одно из нарушений нормального развития.

Аутизм, в переводе с греческого «сам», впервые был отмечен австрийским педиатром Х. Аспергером и американским психиатром Л. Каннером. По их мнению, аутизм – это одна из особенностей расстройства, некая выключенность личности из системы социального окружения. В свою очередь, Л. Каннер отнес детский аутизм к расстройствам шизофренического характера.

У большинства детей, страдающих аутизмом, имеются функциональные расстройства мозга, умственная отсталость и эпилепсия, что доказывает органическую природу РДА. Основной причиной возникновения аутизма считается нарушение развития структур, а также взаимосвязей в отделах головного мозга. Начинается этот процесс еще до рождения, а наиболее отчётливо он проявляется по окончанию младенческого периода, и впоследствии это приводит к отставанию в развитии ребенка.

В несколько раз чаще аутизм отмечается у мальчиков. К тому же существует взаимосвязь возникновения аутизма с генетическими факторами. Это говорит о его генетической природе. Исходя из этого, становится очевидной необходимость проведения медико-генетического консультирования семей, где воспитываются дети, страдающие аутизмом, для определения риска рождения больного ребенка в последующую беременность. Таким образом, в настоящее время причинами аутизма считаются два направления - патология нервной системы и «дефект» в генетическом аппарате.

Начальные признаки аутизма можно заметить на первом году жизни ребенка - это отсутствие ответной улыбки и контакта взглядом при общении с малышом. Затем в клинической картине при наличии аутизма отмечаются следующие признаки:

• ребенок не идет на контакт, отсутствует потребность к формированию диалога и игры;

• тип поведения ребенка монотонно-однообразен, он может быть как в возбудимом состоянии, так и в спокойном, при этом не реагируя на окружающую обстановку вокруг себя;

• патологическое сближение с матерью или другими родственниками;

• боязнь чего-то нового;

• наличие специфического взгляда, свойственного для всех аутистов, - взгляд мимо обращённый в себя;

• механически повторяющаяся двигательная активность (открывание – закрывание двери, длительное вращение игрушкой), ходьба на цыпочках;

• речевое развитие может или не сформироваться вовсе, если аутизм проявился в грудном возрасте, или качественно измениться в сторону ухудшения, если аутизм начал свое прогрессирование в раннем детском возрасте;

• характер речи чаще несет эхолаличный, несвязный характер с присутствием фраз-штампов, ответы на вопросы в большинстве своем бессмысленны.

Если у ребёнка имеются аутистические расстройства, ему нужен комплексный подход, помогающий справиться с данной проблемой. В него входит коррекционно-развивающая работа по специфическим программам (упражнения с логопедом и дефектологом), купирование симптоматики неврологического характера. Это может быть проведение курсов токовой рефлексотерапии, то есть на биологически активные точки ребенка происходит воздействие низкочастотными импульсами, это способствует улучшению компенсаторного потенциала нервной системы с помощью активации формирования взаимосвязей на неврологическом уровне, а также дозреванию структур в мозге.

Лечение аутизма будет эффективным, если ребенок начнет понимать обращенную к нему речь, будет отвечать на вопросы, согласно их смыслу, а в его речи появится местоимение «Я». Кроме этого, он начнет действовать по заданным инструкциям, станет более контактным, его мелкая моторика будет совершенствоваться.

После проведенного эффективного лечения и коррекции, у ребенка могут длительное время сохраняться аутистические черты поведения, так как аутизм меняется для него в более мягкую положительную форму, благодаря чему он лучше социализируется в необычном для себя окружающем мире.