Многие родители замечали, что работоспособность у детей – величина непостоянная: после школы ребенок засыпает над уроками, а вечером его не уложишь спать. Оказывается, активность ребенка подчиняется особым законам.
Так, в ходе специальных исследований установлено, что работоспособность детей в течение дня (с 8 до 20 часов) дважды повышается и один раз снижается. Подъем работоспособности наблюдается с 8 часов и с 16 до 17 часов, а в предобеденное и послеобеденное время (с 11.30 до 14 часов) активность резко снижается. Из этого следует, что подготовка домашних заданий должна быть по времени приуроченной к часам подъема работоспособности (ориентировочно с 15 до 17 часов). С 19 часов все показатели работоспособности детей резко снижаются, однако к утру следующего дня они снова восстанавливаются.
Кроме того, следует учитывать и колебание работоспособности ребенка на протяжении недели. Устойчивость восстановившейся после ночного сна работоспособности начиная со среды и в течение каждого последующего дня недели становится все менее ярко выраженной, и новая работа в конце недели приводит к быстрому и резкому снижению работоспособности. Иными словами, в понедельник, после воскресного отдыха, дети как бы начинают постепенно входить в школьную жизнь. К середине недели (среда, четверг) детский организм приходит с точки зрения работоспособности в наиболее оптимальное состояние, но с накоплением некоторого утомления. В пятницу и субботу в связи со значительным накоплением утомления работоспособность детей резко падает.
Специальные исследования показали также, что работоспособность детей изменяется не только в течение дня и недели, но и на протяжении четверти, полугодия, учебного года. Например, закончились летние каникулы, и начался новый учебный год. Работоспособность детей в первые дни учебы оказывается несколько ниже, чем через 15-30 дней после начала занятий, что объясняется резкой переменой режима дня ребенка и постепенным восстановлением навыков учебной работы. Максимум работоспособности приходится на конец первой и начало второй четверти, в конце учебного года она падает.
Чтобы периодически повышать работоспособность школьников, укреплять их организм, необходимо очень тщательно предусмотреть в режиме дня ребенка наиболее рациональные формы активного отдыха. Например, дети 7-10-летнего возраста должны находиться на свежем воздухе не менее 3,5 часов в сутки; подростки – не менее 2 часов. Прогулки и игры на воздухе способствуют укреплению здоровья детей, повышают сопротивляемость их организма к простудным заболеваниям, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, стимулируют обмен веществ и пр. Движение, бег, игры благоприятно влияют на рост и развитие детей, способствуют совершенствованию дыхательных навыков и умений.
Колебания работоспособности у школьников
- Просмотров: 2921