Развивающие программы

Методика Глена Домана

Пожалуй, самая популярная методика развития малышей. Ее цель - дать малышам неограниченные возможности в жизни.

Внимание! Книги, представленные в данном разделе предназначены исключительно для ознакомления. Все права принадлежат их правообладателям.
domanГлен Доман - основатель филадельфийского «Института ускоренного развития ребенка». Его методика раннего развития, пожалуй, остается одной из самых эффективных. Cвоими трудами он показал, что человеческий потенциал огромен, что еще в очень раннем возрасте детей можно очень многому научить.

Цель Домана - дать детям неограниченные возможности в жизни, а это осуществимо только при условии их физического и духовного развития. Наибольший эффект обучения достигается в период роста мозга, а он растет до семи - семи с половиной лет, сильней всего - в первые три года. Исходя из этого, свою систему он построил для трех-четырехлетних малышей.

Предоставление возможности двигаться малышу с первых дней жизни, очень сильно влияет на способности малыша. Глен Доман считает что физическое развитие стимулирует и умственное. Когда ребенку исполнится год, надо параллельно с физическим развитием начинать развивать и такие способности, как лингвистические, математические и другие.

Им разработана целая система физического развития ребенка. Он рекомендует учить его делать все, что только возможно и вертеть и крутить его различными способами. Развивая ребенка таким образом, еще во время первого года жизни можно сделать очень серьезный задел на всю его будущую жизнь.

Доман считает, что все младенцы обладают невероятными способностями к языкам.  Дети могут выучить все, что мы им дадим. Более того, чем они моложе, тем легче они заучивают.

К примеру, его методика получения малышом энциклопедических знаний основана  на зрительном восприятии. Для занятий необходимы специальные тематические карточки с изображением растений, животных, великих людей и т.п. На прямоугольном листе картона клеится изображение по определенной тематике. Рисунок обводится рамкой, а под рамкой пишется название изображения крупными красными буквами. Рамка - выделяет рисунок на  бумаге, а красные буквы сильнее раздражают рецепторы глаз и так они сильнее воздействует на кору головного мозга, и т.о. информация быстрее запоминается. Карточки показываютя малышу по 1-2 секунды, громко и четко называя изображенный на ней предмет. Если малышу надоест, то нужно сразу же закончить это занятие.  Заниматься по карточкам Домана можно с самого рождения малыша. Увидев картинку и надпись, а, также услышав звуковое воспроизведение, у ребенка в памяти откладывается изображение и название того, что он увидел. Таким образом, малыша можно обучить не только предметам, но и чтению и счету.

Обучение математике по Доману состоит в том, что ребенку показывают карточки с крупными красными точками  и громко называют их количество. Доман показывает количество точками, а не цифрой,  чтобы ребенок мог почувствовать реальное количество, а не абстрактный знак цифры. Когда ребенок пройдет первые двадцать цифр, ему, кроме цифр, начинают показывать примеры,  и через пару месяцев дети могут визуально отличить 56 точек от 57 и решить несложный пример.

Для обучения чтению Доман рекомендует показывать карточки с написанными на них красными словами на белом фоне. Доман советует начать обучение до года. В этом возрасте ребенок еще мало знает названий предметов, и в этом случае он узнает их из карточек, причем узнает только название, без образа предмета. Если же у него уже сформировалась взаимосвязь между образом и предметом, то он, скорей всего, все равно не представит себе за словом предмет (т. к. слишком быстро показывают и часто меняют слова, он не успевает к ним привыкнуть). Получается, что мы, с самого раннего возраста, учим ребенка мыслить абстрактно. А может, лучше образно? Кстати, дети с образным мышлением эту методику плохо воспринимают. Мне кажется, что было бы лучше, если бы показывали одновременно на одном листе сверху – картинку, снизу – подпись.

По мере взросления ребенка Доман предлагает увеличивать продолжительность и количество занятий.

Как и у всякой методики, и этой методики есть свои отрицательные стороны. Главная из них заключается в том, что при использовании данной методики ребенок из активного участника процесса обучения превращается в его объект. Во время обучения ребенок пассивен, работает только его зрительная система, охватывая ту информацию, которая расположена на карточках. Малыша нагружают фактами (делают из него "ходячую энциклопедию"), но не учат думать (использовать полученные знания). Страдает эмоциональное и когнитивное развитие, т. к. нельзя развивать только одну (в данном случае зрительную) компоненту. "Факт" надо пощупать, потрогать и полизать, т. е. исследовать его всеми органами чувств, и потом, используя его взаимосвязи с другими "фактами", определить ему место в мире.

С другой стороны, эта методика хороша тем, что ребенок усваивает большой объем информации приятным для него способом. А для развития творческих и исследовательских способностей можно применить и другие методики. И, к тому же, большой плюс в том, что Глен Доман воспитывает родителей, объясняет им, что с детьми надо много заниматься. Качество методики подтверждается еще и ее результатами: в мире существует уже несколько десятков нобелевских лауреатов, которые в детстве учились по Доману.

Глен Доман "Гармоничное развитие ребенка", скачать книгу (522 Кб)