или «открытие главных тайн окружающего мира»
Вначале второго года жизни большинство детей начинает ходить. Получив относительную независимость, ребёнок пытается «взять весь мир в свои руки». Начинается новый этап в развитии руки и мозга – ознакомление с окружающим предметным миром.
Именно в этот период ребёнок овладевает предметными действиями, т.е. использует предмет в соответствии с его функциональным назначением. Например, малыш не просто манипулирует ложкой и вилкой, он хочет выяснить, как можно действовать с ними. И хотя ребёнок в течение второго года жизни овладевает этими «орудиями труда», для него важен сам процесс, а не результат.
Соотносящие действия – это такие действия, в процессе которых один предмет нужно привести в соответствии с другим (либо одну часть предмета в соответствии с другой). Например, чтобы закрыть коробочку следует подобрать крышку (чтобы закрыть матрёшку – найти её вторую часть и т. д.). Таким образом, ребёнок должен соотнести предмету по размеру (величине) и форме.
Орудийные действия – это действия, в процессе которых один предмет – «орудие» (ложка, вилка, карандаш, молоточек, совок и др.) употребляется для воздействия на другой предмет. Способ использования таких «орудий» ребёнок узнаёт от взрослого.
С полутора лет у детей появляются отдельные игровые действия: накормить куклу, искупать, укачать, уложить её спать, покатать на машинке и т.д. Самые любимые и важные для развития руки и мозга игры – с пеком, водой и глиной. При этом можно прививать ребёнку необходимые гигиенические навыки (учить мыть руки с мылом, вытирать, поочерёдно массируя все пальцы), превращая каждую процедуру в радостную и полезную игру.
И главное играть в развивающие игры для детей где будут, мячи, шары, кубики, формочки и ведёрки, тележки и машинки с кузовами, простые и легкие строительные наборы; образные игрушки и их атрибутика (для кукол – кровать, стол и посуда; для собачки – мисочка и конура; для машины – гараж и т.п.).
Важно научить ребёнка открывать и закрывать матрёшки, различные коробочки, снимать со стержня и надевать кольца пирамидки; ставить кубик на кубик, строить башню, мост, разбрасывать и собирать мячи и шары катать и ловить их двумя руками, собирать предметы в ведёрко (коробку) и сортировать их.
В этом возрасте важны книжки-раскладушки, так как малышу легче научиться листать книгу с твёрдыми картонными страницами.
Взрослый вместе с ребёнком рассматривает картинки в книге, называет изображенных персонажей, читает короткие тексты. Речевой контакт открывает малышу новый мир. Однако учёным замечено, что в сознании ребёнка данного возраста глубоко зафиксированными оказываются только названия тех предметов, которые «прошли» через руку его действия.
Второй год жизни ребёнка
- Просмотров: 2081